Оглавление:
- Центробанк запретил банкам прятать страховые комиссии
- Обязательно ли страхование потребительского кредита в Сбербанке?
- Банки навязывают страховку
- Что делать, если банк навязывает страховку
- Что делать, если банк вместе с кредитом навязывает ненужные услуги?
- О навязывании услуги страхования жизни и здоровья при получении кредита
- Как поступить, если банк навязывает страховку?
- Для получения ипотеки навязывают
- Имеет ли право банк навязывать страхование при получении кредита?
Центробанк запретил банкам прятать страховые комиссии
Банки не должны навязывать клиентам услуги страхования при кредитовании, то есть клиентам нужно предлагать кредиты как со страховкой, так и без нее. Банки обязаны уведомлять граждан о существовании такого выбора, и более того, банк не имеет права отказать в выдаче кредита на ту же сумму и тот же срок, если клиент не желает оформлять страховку. Об этом говорится в разъясняющем письме начальника управления банковского законодательства ЦБ Ольги Зайцевой, направленном в Ассоциацию региональных банков России (копия письма есть у «Известий»).
Как пишет Зайцева, если законом не предусмотрено обязательное заключение заемщиком договора страхования (а страхование залога обязательно при ипотеке), банк обязан предложить клиенту альтернативный вариант потребительского займа на сопоставимых условиях (сумма и срок возврата ссуды) без страховки.
Обязательно ли страхование потребительского кредита в Сбербанке?
Страхование кредита в Сбербанке для физических лиц представляет собой защиту интересов и банка, и заемщика. С одной стороны банк-кредитор получит возмещение непогашенного остатка задолженности с учетом начисленных процентов, а с другой – клиент может рассчитывать на оплату своих обязательств при возникновении проблем с самостоятельным погашением. При этом важным обстоятельством является перечень страховых рисков, от которого и зависит, получит ли заемщик возможность переложить свою ответственность на плечи страховщиков, либо ему придется и дальше нести долговую нагрузку, невзирая на усложнившиеся жизненные условия.
Вся сумма страхового возмещения при наступлении страхового случая поступает в счет погашения долговых обязательств перед банком и сам заемщик или его наследники не могут рассчитывать на получение части средств наличными – для этого нужно заключать дополнительный договор страхования, выгодоприобретателем по которому окажется не банк-кредитор.
Банки навязывают страховку
В банках при оформлении кредитов новая «фишка»: предлагают страхование. В одних составляют страховой договор персонально на заемщика, в других включают клиента в число участников программы коллективного страхования.
Плата за страховку в разных банках может составлять от 7 до 12% от суммы кредита единовременно или от 0,4 до 0,7% от ежемесячного платежа.
Что делать, если банк навязывает страховку
Сегодня сложно найти банк, который не будет навязывать услугу страхования.
Именно навязывать, потому что обязательной страховка является только в нескольких случаях.
- Если вы берёте ипотеку по программе господдержки, нужно застраховать жизнь.
- Если вы берёте ипотеку, нужно застраховать жильё.
- Если вы берёте другой кредит, обеспеченный залогом имущества, например на автомобиль. Тогда само это имущество тоже нужно застраховать.
Конечно, страховка даёт банку гарантии.
Но цены на такие услуги бьют все рекорды.
Когда я обращалась за ипотекой, банк предлагал мне застраховать жизнь за 12 000 рублей (и причины отказа пришлось обосновывать в письменном виде).
В то время как страховая компания, аккредитованная банком, оформила страховку меньше чем за 4 000 рублей.
Что делать, если банк вместе с кредитом навязывает ненужные услуги?
Заключая кредитный договор, стороны договариваются только о предоставлении и последующем возврате определенной денежной суммы с процентами.
При отказе банка помимо направления жалоб в указанные органы можно подать иск в суд о признании кредитного договора недействительным в части тех самых скрытых платежей. Однако для этого необходимо доказать, что сделка была одобрена заемщиком под влиянием трудной жизненной ситуации (статья 179 ГК РФ), а банк этим воспользовался и дал кредит на невыгодных условиях.
О навязывании услуги страхования жизни и здоровья при получении кредита
В последнее время в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (Управление) участились обращения граждан с вопросами о правомерности требования банковскими работниками заключить договор страхования жизни и здоровья заемщика при оказании финансовых услуг кредитными учреждениями. Изначально страхование не несет в себе ничего плохого, это добровольная услуга, которой может воспользоваться гражданин для страхования собственных рисков невозврата заемных средств.
Страхование жизни и здоровья предполагает, что в случае смерти заемщика либо получения им инвалидности страховая компания возьмет на себя выплату оставшейся части долга. Такой подход выгоден не только самому заемщику и банку, но также и наследникам заемщика, так как, принимая наследство, они будут освобождены от лишнего долга.
Как поступить, если банк навязывает страховку?
При оформлении потребительского кредита на два года Ирина согласилась на требование банка и оформила полис страхования жизни и здоровья на указанный срок.
Через полгода молодая девушка решила досрочно погасить кредит и снова оформить небольшой займ в этом же банке на полгода, при этом ей настойчиво предлагают оформить новую страховку на весь срок кредитования.
Пренебрегать личным страхованием заемщикам не стоит.
Для получения ипотеки навязывают
Клиенты, обращавшиеся за потребительскими кредитами в банк, все чаще отмечают, что им навязывают дополнительные услуги. Например, при оформлении займа сотрудники банка не просто рекомендуют застраховать жизнь и здоровье, а увязывают приобретение полиса с решением банка о выдаче кредита.
Страховка же увеличивает стоимость кредита, и таким образом компенсирует отмененные комиссии.
Навязывание дополнительных услуг, например страхования жизни и здоровья в пользу банка, оплаты рассмотрения заявки на выдачу кредита и других — это прямое нарушение закона. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г.
№2300-1 «О защите прав потребителей» прямо запрещает обуславливать приобретение одних услуг приобретением или оплатой других услуг (п.
Имеет ли право банк навязывать страхование при получении кредита?
Довольно часто банк пытается навязать услугу страхования при оформлении кредита.